Анонсы

Концерт #В_СВЕЧАХ: Неоклассика в Особняке Половцова

С 20.04.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: ДЖАЗ

19.04.2024.

подробнее...

Концерт при свечах «Ave Maria» во дворце. Шедевры мировой духовной и оперной музыки: Каччини, Перголези, Бах, Моцарт, Верди, Пуччини, Беллини

17.04.2024.

подробнее...

Все анонсы сайта

Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.

История «Красного Треугольника» примерно такая же, как у всего «серого пояса» Петербурга: некогда славная мануфактура, получившая монополию на производство резиновых изделий и разросшаяся до небольшого городка со своими улицами и устройством жизни, с течением лет устаревала, а после банкротства компании в начале 2000-х пришла в упадок, сохраняя очаги жизни в виде разномастных арендаторов.

Но есть у «Треугольника» и существенные отличия-особенности. Прежде всего – его размер. Территория обширная: 34 га (немногим больше Заячьего острова), 80 зданий-памятников, зачисленных в реестр КГИОП. Далее – расположение. Мало того, что Обводный канал считается южной границей исторического центра, у «Треугольника» еще и отличная транспортная доступность: рядом две станции метро с перспективой открытия дополнительного выхода, Балтийский вокзал, развязка ЗСД. А еще есть все коммуникации достаточных мощностей.
Основная причина, по которой в «Треугольнике» до сих пор не начали работать крупные девелоперы – крайне запутанный имущественно-правовой статус большинства его объектов. В одном здании часть помещений может принадлежать государству, другая – арендаторам разной степени законности, а третья – вообще никому. Некоторые исторические корпуса не исследованы: нет технических паспортов, не пройдена историко-культурная экспертиза, поэтому не известно, что с ними можно делать, а что нельзя.
Западного угла «Треугольника» коснулась рука арендатора и реставратора: в нескольких корпусах располагается бизнес-центр, и здесь хорошо видна красота промышленной архитектуры – чугунные колонны, своды Монье. Но восточнее по большей части царит настоящая разруха: бывало, в девяностые оборудование выбрасывали прямо в лестничные проемы или окна, они проламывали конструкции до подвальных помещений, несколько раз случались пожары. Здесь и находиться опасно.
Несколько подходов к освоению территории уже было: «Треугольник» хотели превратить в технопарк, спортивный кластер, музей блокады Ленинграда или центр мотокультуры, но дальше предложений дело не зашло. Тем временем из «серого пояса» возрождались яркие объекты: креативное пространство «Ткачи», Центральный музей Октябрьской железной дороги, газгольдер-планетарий, деловой комплекс «Обводный двор». Все это успешные примеры, но точечные. А вот «кейс» «Красного треугольника» действительно мог бы переломить ситуацию и запустить неповоротливый механизм преобразования огромного «серого пояса».

В 2017 году оператором «Треугольника» стал Фонд имущества, который сделал две важные вещи: заказал Институту урбанистики Университета ИТМО исследование арендаторов, а мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – концепцию развития территории.

Мастерскую, особенно теперь, с концепцией «Треугольника» в портфолио, уверенно можно назвать главной в городе по работе с бывшими промышленными территориями. Компания работала с проектами преобразования территорий Левашовского завода и заводов Химволокно и Пластополимер. Как примеры успешной джентрификации с участием архитекторов бюро Евгения Герасимова можно привести ЖК Европа-Сити, «Царская столица» и "Невскую ратушу" – она построена на месте бывшего трамвайного парка и стала настоящим драйвером джентрификации для своего района. В 2016 году проект, совместный с бюро SPEECH, получил первое место в международном конкурсе на концепцию преобразования всего «серого пояса».
Главная идея мастерской – сделать территорию полифункциональной. Создать комфортную среду с продуманной планировочной структурой, в которую будут интегрированы жилые здания. Как только «Красный треугольник» станет доступным, безопасным и удобным, он притянет деньги и людей, повлечет за собой развитие соседних участков и сформирует, таким образом, условия для развития бизнеса.

Архитекторы приняли решение рассмотреть несколько большую территорию: от площади Стачек до Обводного канала, от Старопетергофского проспекта до улиц Розенштейна и Ивана Черных. Под нее попадает ряд других промышленных построек, действующих и заброшенных: например, комплекс Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского, ЗАО «Железобетонные конструкции и детали» и другие.
Согласно концепции, все исторические корпуса с охранным статусом, а также другие «хоть сколько-нибудь красивые или ценные» здания сохранят, освободят от позднейших наслоений, отреставрируют. В них можно разместить что угодно: от экологически чистого производства до творческих резиденций, разнообразные музеи, офисы, мастерские, спортивные центры. Здания, которые ценности не имеют и только замусоривают пространство – снести.
Чтобы оформить границы территории, превратить ее из рыхлой и полузаброшенной в городскую, лакуны по контуру «треугольника» – застроить жильем. Где жилье, там и детские сады со школами. А в «сердце» поместить большой парк и площадь. Так возникает полный набор функций: рабочая, жилая и общественная, что делает территорию активной круглые сутки. Это тоже является важным отличием и прецедентом.
Концептуальную схему мастерская преподносит в полюбившейся форме супрематической композиции – подобный подход был и в проекте для территории Левашовского хлебозавода. Однако за красивой картинкой есть логичное и стройное обоснование, как за красивой математической формулой – истина.
Сотрудники мастерской проследили за развитием территории: как появились нарезы земли на месте бывшего парка, как закипела жизнь рядом с артерией Обводного канала, и как потом засыпали часть реки Таракановки. У промышленной территории была своя логика развития, свои коммуникации, и концепция во многом – об их восстановлении.

Самый, пожалуй, важный для города элемент – эллипс, большой парк площадью около 7,5 га. Архитекторы видят его «постиндустриальным»: остатки рельсовых путей, одноколеек, разворотных площадок, кран-балки и прочие свидетельства промышленного прошлого сохранят и сделают частью ландшафта. По внешнему контуру эллипса проходит дорога, которая соединит все части будущего комплекса – новые жилые дома, а также школу и детский сад. Всего предполагается шесть жилых корпусов высотой от 28 до 40 метров с классической прямоугольной структурой, осевой композицией и закрытыми дворами. (На генплане новые жилые дома выделены белым цветом).

Следующая фигура – треугольная площадь, главное пространство для различных событий, от крупных фестивалей до кинопоказов под открытым небом. На площади предлагают сохранить в качестве арт-объекта трубу, краснокирпичное здание, которое сейчас занимает фотостудия, а также корпус цементного завода, который можно было бы превратить в подобие Музея современного искусства в Кейптауне.

Прямоугольник поменьше – променад герцога Лихтенбергского, пешеходный бульвар, своеобразный вход на площадь.
Все вместе соединяет бульвар, проложенный по бывшему руслу Таракановки, которая начиналась от Фонтанки – эту линию на картах сейчас хорошо видно по очертаниям бульвара вдоль улицы Циолковского – протекала через нынешнюю площадь Стачек и впадала в Екатерингофку. Архитекторы поэтично называют его «зеленой рекой». Здесь получает воплощение желанная идея непрерывного зеленого каркаса: линейный бульвар Циолковского перетекает в «постиндустриальный» парк «Трегольника», от которого рукой подать до пейзажного Екатерингофа.
Концепция, таким образом, увязывает интересы многих сторон: города, бизнеса, обычных жителей. Чтобы сделать ее еще более жизнеспособной, архитекторы предлагают дробить территорию на «этапы освоения» и внимательнее рассматривать каждую, корректировать, сохраняя общий посыл.

Учитывая, что сейчас над территорией «Красного треугольника» впервые работают комплексно, разрабатывая не только архитектурную концепцию, но и бизнес-план, и механизм консолидации нынешних и будущих арендаторов, есть надежда, что этот вариант, наконец, последний, и скоро «Треугольник» вновь станет частью городской жизни.

текст: Алёна Кузнецова

Источник: https://archi.ru/russia/83166/kraeugolnye-preobrazovaniya

24.04.2019, 1753 просмотра.

 
 
 
 
 

© Санкт-Петербургский Союз Архитекторов, 2016