Анонсы

Концерт #В_СВЕЧАХ: Неоклассика в Особняке Половцова

С 20.04.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: ДЖАЗ

19.04.2024.

подробнее...

Концерт при свечах «Ave Maria» во дворце. Шедевры мировой духовной и оперной музыки: Каччини, Перголези, Бах, Моцарт, Верди, Пуччини, Беллини

17.04.2024.

подробнее...

Все анонсы сайта

Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле модерн

Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле модерн

Начало XX века во многих странах называют Прекрасной эпохой: увидев эти архитектурные шедевры, вы поймете, почему.

Особняк Тасселя, Брюссель, 1893-1894 гг.

"Мы должны смотреть на это сооружение как на реликвию; однажды она станет местом паломничества; к нему будут обращаться, чтобы понять архитектуру, которую оно породит", — писал об особняке Тасселя историк Сандер Пьерон. Его слова стали пророческими: сегодня четырехэтажный дом, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта для ученого-математика Эмиля Тасселя, считается первым в мире зданием в стиле модерн. Особняк Тасселя стал абсолютно новаторской для своего времени постройкой и принес известность своему создателю. Орта отказался от традиционного внутреннего устройства дома и предпринял попытку решить пространство по-новому. Помещения в особняке словно "перетекают" друг в друга: в качестве несущей конструкции архитектор использовал металлический каркас, а комнаты расположил на разных уровнях (позднее Ле Корбюзье назовет это свободным планом). Ощущение гибкости пространства достигается не только благодаря планировке, но и за счет плавных изгибов конструктивных и декоративных элементов, в том числе орнамента на стенах.
Замок Беранже, Париж, 1895-1898 гг.

В 1894 году молодой французский архитектор Эктор Гимар познакомился с Виктором Орта. Эта встреча произвела на Гимара такое впечатление, что он убедил свою заказчицу, вдову Фурнье, разрешить ему построить здание в стиле ар-нуво. Орта рассказал Гимару о важности стилистического единства экстерьера и интерьера, поэтому архитектор принимал участие в разработке мебели, обоев, декоративных кованых элементов и даже дверных ручек. Вдохновение он искал в природе: изгибы металлических конструкций и орнамент на витражах напоминают извилистые стебли растений. Здание Гимара выбивалось из парижской застройки, и недоброжелатели переименовали его в Castel Dérangé, что означает "сумасшедший дом". Однако в 1898 году именно эта постройка стала победителем конкурса на самый оригинальный фасад в 16-м округе Парижа.
Дом сецессиона, Вена, 1897-1898 гг.

В 1897 году в столице Австрии был создан Венский сецессион — объединение прогрессивных художников, обвинявших традиционное искусство в консерватизме и историзме. Уже через год недалеко от площади Карлсплац открылся павильон, в котором участники группировки начали проводить свои выставки. Автором здания стал Йозеф Мария Ольбрих — ученик ведущего австрийского архитектора начала прошлого века Отто Вагнера. Для художников новой волны павильон был храмом истинного искусства, и даже его внешний вид вызывал ассоциации с религиозным сооружением. Рельефное изображение трех горгон над входом символизирует живопись, архитектуру и скульптуру, купол украшен позолоченными листьями лавра — символа триумфа и бессмертия, а на фасаде высечен девиз сецессиона: "Времени — его искусство, искусству — его свободу". Левее можно увидеть надпись "Ver Sacrum", что означает "Весна Священная". Именно так назывался журнал, через который Венский сецессион транслировал свои идеи. Сейчас в павильоне проходят временные экспозиции современных художников, а в одном из залов стену украшает "Бетховенский фриз" Густава Климта, созданный специально для выставки 1902 года.
Музей югендстиля, Рига, 1903 г.

Здание музея было построено известным латышским архитектором Константином Пекшенсом в стиле национального романтизма — одного из направлений модерна, получившего широкое распространение в Прибалтике и странах северной Европы. Многие рижские архитекторы начала XX века стремились вернуться к истокам и вдохновлялись образами народного искусства, предпочитая ирисам или цикламенам этнографические узоры. Так, для оформления фасадов Пекшенс выбрал традиционный стилизованный орнамент с изображением еловых веток и шишек. Архитектор использовал и один из своих новаторских приемов — проектирование угловой башни. Благодаря внедрению этой практики Пекшенс создал интересное архитектурное решение для пространства перекрестков при застройке новой части Риги. Здание находится на улице Альберта — в районе, который называют заповедником рижского модерна. В одной из квартир дома жил сам Пекшенс, теперь же здесь размещается музей югендстиля (так называют модерн в Прибалтике и Германии). В квартире воссозданы интерьеры начала прошлого века, а в подъезде отреставрирована лестница, которая считается одной из самых красивых в Европе. Предполагается, что потолок над ней расписывал известный латышский художник Янис Розенталс, чья мастерская также располагалась в этом доме.
Витебский вокзал, Санкт-Петербург, 1900-1904 гг.

Царскосельский вокзал стал первым в России — в 1837 году одноэтажное деревянное здание станции построили на железной дороге, соединявшей Санкт-Петербург и Царское Село. Позже его заменили каменным, а в начале XX века академик архитектуры Станислав Бржозовский разработал новый проект вокзала в стиле модерн. Здание соединило в себе черты франко-бельгийского ар-нуво, вдохновленного природными формами, и венского сецессиона с его графичными линиями. В качестве каркаса Бржозовский использовал открытую металлическую конструкцию, и это было новаторским решением для российской архитектуры. Посетителей удивляли и другие технические достижения: например, лифты для багажа.
Дворец каталонской музыки, Барселона, 1905-1908 гг.

Одним из главных представителей своеобразного каталонского модерна наряду с Антонио Гауди был Льюис Доменек-и-Монтанер. Его ключевой работой считается Дворец каталонской музыки, постройку которого архитектору заказал хоровой коллектив "Каталонский Орфеон". Причудливые барельефы с растительными мотивами, скульптуры, цветные витражи и мозаика, колонны, отделанные яркой глазурованной плиткой — благодаря обилию форм и фактур внутри здание напоминает райский сад. "Для глаз, не привыкших к архитектуре Барселоны, буйство орнаментов, ничем не контролируемых и лишенных какой-либо логики, кажется подавляющим. И тем не менее здесь прослеживаются принципы рационалистов, в кирпиче и металле ясно выражена структура архитектурной формы", — писал о дворце историк искусства Тим Бентон. Во Дворце каталонской музыки находится единственный в Европе зрительный зал с естественным освещением, а еще здание считается первым примером постройки с конструкцией навесных стен.
Школа искусств, Глазго, 1897-1909 гг.

Новое здание Школы искусств Глазго было построено по проекту Чарльза Ренни Макинтоша — родоначальника британского рационального модерна. Работая над этим проектом на протяжении двенадцати лет, архитектор формировал и развивал собственный узнаваемый стиль. Макинтош вдохновлялся замковой архитектурой Шотландии и при этом уделял много внимания функциональности интерьера — композиция фасада школы соответствовала внутренней организации пространства.
Здание построили из грубо обработанного камня, оно не было перегружено элементами декора, а большие окна с мелкой расстекловкой создавали сходство с образцами промышленной архитектуры. Макинтош интересовался японским и кельтским искусством, и это увлечение нашло отражение в оформлении школы: чугунная ограда напоминала японские гребни, а каменный рельеф над входом изображал кельтское древо жизни. В 2014 году школа пострадала во время пожара, а в 2018 году, всего за несколько месяцев до завершения реконструкции, в здании произошел второй пожар, уничтоживший половину постройки. Сейчас в Глазго ведутся работы по восстановлению школы, которые могут занять до десяти лет.
Дом Марио Пессоа, Авейру, 1907-1909 гг.

Небольшой город Авейру в Португалии — это настоящий музей ар-нуво под открытым небом. В историческом центре собрано 29 построек в стиле модерн, а самой выдающейся среди них считается дом богатого импортера какао Марио Пессоа. Здание строил Франциско Агусто Да Силва Роша, которого называют португальским Гауди, во многом определившим архитектурный облик Авейру. Португальские мастера начала XX века уделяли особое внимание работе с камнем, поэтому фасад дома Пессоа богато украшен лепными элементами декора из известняка. Открытый холл и лестница во дворе отделаны португальской плиткой азулежу, произведенной на местной фабрике Fonte Nova (специально для оформления домов в стиле ар-нуво фабрики начали выпускать плитку не только с традиционными узорами, но и с цветочными орнаментами и изображениями животных). Планировка особняка не отличается особой оригинальностью: в то время как во многих европейских странах архитекторы стремились усовершенствовать внутреннюю структуру зданий, в Португалии искали в первую очередь новые средства внешней выразительности, вдохновляясь пластичными формами природы. С 2012 года в доме Пессоа размещается музей ар-нуво.
Здание казино, Констанца, 1907-1910 гг.

Первое здание казино появилось в румынском портовом городе Констанца еще в 1880 году, но в начале XX века деревянную постройку решили заменить каменной. Автором проекта должен был стать известный архитектор Петре Антонеску, который планировал возвести здание с башнями в неорумынском стиле. Однако в итоге строительство доверили выпускнику парижской Школы изящных искусств Даниэлю Ренару. Он воплотил в своей работе принципы архитектуры ар-нуво: например, окна разных размеров – некоторые из них по форме напоминают морские раковины. В первые годы работы казино было очень популярным среди отдыхающих на румынской ривьере, а в 1914 году его посетил император Николай II с семьей. Во время Первой и Второй мировых войн здание использовалось как госпиталь, позже здесь проводились партийные собрания и работал ресторан. Сейчас бывшее казино находится в аварийном состоянии: с 1990 года оно было закрыто, и лишь совсем недавно местные власти начали подготовку к реставрации.
Центральный вокзал, Хельсинки, 1904-1914 гг.

Основоположником финского северного модерна называют Элиэля Сааринена — отца известного дизайнера и архитектора Ээро Сааринена. Одной из ключевых построек Сааринена-старшего считается здание вокзала в Хельсинки, которое он проектировал совместно с Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном. Монументальное здание выполнено в духе национального романтизма: строгий фасад из розово-коричневого гранита напоминает о северных скалах, а гигантские каменные фигуры, охраняющие вход, отсылают к героям финского эпоса. Сааринен спроектировал железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов — для его времени это была передовая технология. В башне вокзала можно увидеть сходство с первыми небоскребами США в стиле ар-деко: позже проекты Сааринена действительно оказали влияние на американскую архитектуру 1920х-1940х годов.

Источник: https://www.admagazine.ru/architecture/10-zdanij-v-stile-modern

01.07.2019, 1179 просмотров.

 
 
 
 
 

© Санкт-Петербургский Союз Архитекторов, 2016