Архитектоны Малевича
Архитектоны Малевича. Сегодня открывается фестиваль конкурс «Архитектон 2023». Немного истории о появлении термина «архитектон».
Супрематизм оставил яркий след в искусстве XX века. Автор этого направления — К. Малевич совершил миниатюрную революцию в умах, предложив новое восприятие формы. Сначала на плоскости холста, а затем в трехмерном объемном виде.
Его теория лишала живопись сюжета, но высвобождала цвет и объемы. Именно форме в чистом виде и были посвящены его опыты с архитектонами (супрематическими пространственными моделями).
Первые эксперименты по переводу супрематизма в объем относят к 1915-1916 годам. Именно тогда Малевич обратил свой взор в сторону трехмерных моделей. Этот термин художник придумал почти десять лет спустя, в 1923-1924 годах, когда создал две серии своих объемных работ.
Всего за время своего творчества Малевич сконструировал около десяти разных гипсовых моделей, которые выглядели как сочетание объемных квадратов и прямоугольников, соединенных в разных вариантах. Эти абстрактные формы обладали устойчивостью, неподвижностью, имели свои композиционные центры и располагались горизонтально, либо вертикально.
Архитектоны не являлись иллюстрациями каких-либо конкретных зданий, это были обобщенные формы зданий нового поколения. Можно сказать, что Малевич значительно опередил свое время — он заставил архитекторов увидеть в постройках форму и объем, тогда как раньше это были в первую очередь помещения и декор.
Художник, далекий от инженерии и физики, сумел воплотить в своих произведениях саму суть архитектуры. Он сломал стереотипы, основанные на сугубо утилитарном назначении зданий, и расширил горизонты для зодчих. Его модели вдохновили архитекторов новой эпохи и стали основой для современных небоскребов.
Если сейчас взглянуть на новые концепции вертикальных городов и многофункциональных высотных зданий, которые разрабатывают современные архитекторы всего мира, в их формах можно увидеть отражение тех самых первых архитектонов Малевича.
Он буквально перевернул все «с ног на голову», расположив тяжелое и массивное над легким, совместив разные кубические объемы в неожиданных сочетаниях. Он сначала предложил общую форму зданий и только затем оставил возможность «заселить» ее утилитарными функциями.
Эти модели не что иное, как квинтэссенция архитектуры как искусства. Это формулы, следуя которым, можно было разрушить стереотипы и создать новый трехмерный мир. Он оторвал архитектуру от жизни, превратив ее в проблему и сам же нашел решение, создав свои абстрактные модели.
Это направление универсально и может развиваться в современном мире, становясь все более интересным. Именно так сейчас и происходит, а мы являемся живыми свидетелями воплощения идей Малевича.
Первый супрематист справился со своей задачей — его стиль вошел в сознание дизайнеров и архитекторов прошлого и настоящего. Следуя этому примеру, зодчие перестали опасаться асимметрии и отошли от равновесия объемов. Благодаря трехмерным моделям здания стали воспринимать как целую композицию, не раздробленную декоративными и утилитарными элементами.
Возможности архитектонов практически неисчерпаемы и, хотя современные дизайнеры успешно работают в этом направлении уже в компьютерной графике, данная гениальная идея родилась в голове художника, далекого от архитектуры, почти сто лет назад.