Общество юных архитекторов
Работа с юными архитекторами – кружок САД и другая деятельность Союза по реализации модели непрерывного профессионального образования.
В городе нет дефицита архитекторов в целом, но отмечается нехватка высококвалифицированных специалистов. Стабильно высокий процент выпускников архитектурных факультетов города не отвечает возросшим требованиям рынка труда по уровню полученных компетенций.
Проведенный в 2016 году совместно КГА и Союзом мониторинг регионального рынка труда в сфере градостроительства и архитектуры выявил его основные структурные особенности.
Так, наблюдается тенденция привлечения в Санкт-Петербург из других регионов страны высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации архитектурных проектов.
Проведенное исследование показало, что дальнейшее падение уровня подготовки и востребованности молодых специалистов в области архитектуры в перспективе приведет к уменьшению кадрового потенциала архитектурной сферы, а потому основная задача КГА и Петербургского Союза архитекторов – в тесном контакте с образовательными учреждениями различного образовательного уровня участвовать в подготовке высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным запросам отраслевого рынка труда.
Для подготовки таких специалистов в архитектурной сфере необходимы развернутые системы образования, вовлечение более широких слоев общества в их создание и функционирование. С этой целью КГА совместно с Союзом в 2015 году была разработана модель непрерывного профессионального образования в сфере градостроительства и архитектуры, реализация которой проходит при активном участии исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, организаций различного образовательного уровня, саморегулируемых организаций, государственных и частных предприятий, общественных фондов, профессиональных сообществ.
Если прежняя модель непрерывного образования архитекторов предполагала сначала получение архитектурного образования, а потом уже расширение компетенций и обучение на протяжении всей профессиональной жизни, то создатели новой модели предложили начать знакомство с профессией архитектора и формирование начальных профессиональных компетенций со школьной скамьи.
В рамках реализации проекта в декабре 2015 года по инициативе КГА на базе Союза архитекторов для школьников нашего города открылась Студия архитектуры и дизайна (САД). Это интегральная площадка, социокультурная, интеллектуально-досуговая студия, которая объединяет талантливых детей города. Дети получают первичные профессиональные компетенции в области архитектуры и ландшафтного дизайна, погружаясь в профессию, участвуя в разработке собственных архитектурных проектов, олимпиадах по истории и теории архитектуры, творческих конкурсах и выставках.
В марте 2016 года на базе Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа для студентов колледжей города была открыта Школа будущих архитекторов. Эта «школа» представляет собой творческую лабораторию для студентов колледжей Санкт-Петербурга. Здесь они получают дополнительные профессиональные компетенции, участвуя в мастер-классах, круглых столах по проблемам градостроительства и архитектуры, научно-практических конференциях, архитектурно-художественных конкурсах и выставках.
Основные задачи Студии архитектуры и дизайна и Школы будущих архитекторов – создание условий для профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального развития, оказание поддержки в поиске своего места в мире, формирование мировоззрения будущих архитекторов, основанного на общечеловеческих ценностях.
Источник: Архитектурный Петербург №1 (64) 2021