О выставке живописи и графики Игоря Глебовича Нахимова и Николая Петровича Пятахина
В дни празднования 320-летия Санкт-Петербурга и в преддверии пленэрных студенческих практик вспоминается выставка, состоявшаяся в Доме Архитектора месяц назад. Выставка живописи и графики двух петербургских художников И.Г.Нахимова и Н.П.Пятахина, с 1976 года преподававших в ЛИСИ, в дальнейшем СПбГАСУ, создателей уникальной, фундаментальной методики обучения рисунку.
Уже больше тридцати лет ученики, в том числе выпускники этого ВУЗа, в своей творческой и педагогической практике применяют основные принципы этой методики. Игорь Глебович и Николай Петрович открывали будущим архитекторам формы и композиционные структуры нашего города, учили умению видеть, анализировать и изображать городские и парковые пространства, архитектурные памятники и их интерьеры.
Игорь Глебович часто повторял студентам: «Процесс рисования – это процесс познания. Работая над изображением, необходимо рассуждать. Я учу вас думать».
Проводя учебную практику, оба художника обучали студентов рисовать архитектурный объект в городской среде, призывая их не просто пассивно воспроизводить, а устанавливать композиционно-пространственные, а значит, и смысловые соотношения между сопряжениями с жизнью человека, городским ландшафтом и памятником архитектуры. Поэтому пленэрная практика это сначала — наброски, этюды, по сути, сбор материала для будущих пейзажей, а потом — монтирование, логическое связывание между собой элементов в убедительное изображение, где выявлено главное, расставлены смысловые акценты. При этом обязательно применяется несколько уровней горизонта и точек зрения на объекты изображения. Только так зритель сможет воспринимать пейзаж или рисунок интерьера, как реалистичное пространство.
Николай Петрович часто повторяет: «Можно работать без натуры, но стремиться к ней». «Убедительность действует больше, чем похожесть».
На выставке на примере работ И.Г.Нахимова можно было увидеть, как от первоначального замысла, этюдной зарисовки воплощается завершенное композиционное решение. И как собранный натурный материал в течение многих лет может вдохновлять художника на создание новых произведений в различных изобразительных техниках.
Все работы Н.П.Пятахина, вне зависимости от того, в каком материале они выполнены, отличает классически ясная композиционная структура. Строгий отбор в изображении главного и второстепенного, звучный и ясный цвет в картинах порождает особый художественный результат. Общий возвышенный строй всех произведений особенно впечатлял при дневном освещении парадных залов особняка А.А. Половцова. Это очень редкая в наше время возможность — рассмотреть живопись при дневном освещении.
Во время работы выставки Н.П.Пятахин дважды провёл мастер-классы в Бронзовом зале, рассказывая о методике с демонстрацией системы упражнений, а также о композиционных поисках и закономерностях изображения на примере собственных картин. Среди слушателей были не только студенты-архитекторы, но и абитуриенты, и практикующие архитекторы, начинающие и состоявшиеся художники, искусствоведы и любители изобразительного искусства.