Анонсы

Концерт #В_СВЕЧАХ: Шедевры классики в Особняке Половцова

28.04.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: Шедевры классики в Особняке Половцова

08.05.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: Неоклассика в Особняке Половцова

02.05.2024.

подробнее...

Все анонсы сайта

ПРАВИЛА (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПРОВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ПРОЕКТ)

«Правила проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в С.-Петербурге» (проект)

Пояснительная записка к документу «Правила проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в С.-Петербурге»

 С.-Петербург исторически является городом высокой градостроительной и архитектурной культуры. Одним из важнейших инструментов поддержания высокого уровня

архитектуры является выполнение проектов на конкурсной основе. Такой порядок обладает серьезными преимуществами, как для участников архитектурного процесса, так и для граждан города. В то же время организация конкурсов сейчас далека от совершенства. Конкурсы возникают спорадически, число их явно недостаточно, качество организации конкурсных процедур не всегда соответствует высоким стандартам.

Настоящий документ:

  1. Констатирует необходимость расширения практики конкурсного проектирования.
  2. Создает организационно-правовую основу для проведения архитектурных и градостроительных конкурсов.
  3. Обеспечивает преимущества компаниям, организующим проектирование объектов инвестирования с применением механизма конкурсных процедур.
  4. Является методическим пособием для организаторов архитектурных и градостроительных конкурсов.

П р о е к т. 

Приложение 1

 Подготовлено: Комитет по градостроительству и архитектуре, Региональная общественная организация "Санкт-Петербургский Союз Архитекторов"

СОДЕРЖАНИЕ: 

Преамбула

 Архитектурный конкурс при надлежащем выполнении процедур и правил, является лучшим способом достижения высокого качества проектов и наиболее справедливым порядком получения заказа архитектором - победителем конкурса.

Осуществляя начальную стадию проектирования посредством архитектурных конкурсов, участники проектного процесса и общество в целом выигрывают, получая проекты, обладающие высокой культурной ценностью и обеспечивающие  устойчивое развитие Санкт-Петербурга.

Архитектурные конкурсы дают несравненно более высокий результат по сравнению с процедурами, основанными исключительно на критерии стоимости. 

Архитектурные конкурсы обеспечивают лучшее решение конкретной задачи путем отбора, осуществляемого профессиональным Жюри из числа поданных на конкурс предложений.

Настоящие Правила являются рекомендательными в части решения об организации конкурса и обязательными в части глав и пунктов, устанавливающих  порядок взаимодействия и ответственности сторон конкурса: заказчика, организатора и участников.

 1.        Общие положения

 1.1. Правила разработаны в соответствии с главой 57 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (статья 3 п.4)                                                                     

 1.2. Настоящие Правила являются обязательными для всех без исключения, субъектов градостроительной деятельности на территории СПб, определяя порядок, стандартную процедуру проведения архитектурных и градостроительных  конкурсов, порядок формирования жюри конкурса, а также условия премирования участников конкурса.

 1.3.  Настоящие Правила принимаются, изменяются и отменяются соответствующим постановлением Правительства СПб по согласованию с КГА, СА СПб.

 1.4.  К конкурсам на архитектурное решение (архитектурная концепция, эскизный проект) относятся конкурсы, в результате которых выдаются заключения о согласовании архитектурно - градостроительного облика (АГО), дающие авторам проекта, получившего первую премию, право дальнейшего проектирования объекта.

 1.5. К конкурсам на градостроительное решение (градостроительную концепцию, проект застройки территории, квартала, площади, набережной и т. д.) относятся конкурсы, по результатам которых предполагается уточнение градостроительных регламентов в составе ПЗЗ (распоряжений, заданий, заключений и т. д.). При проектировании  отдельных архитектурных объектов и территорий, техническое задание на проектирование объекта,  задание на разработку градостроительной документации по планировке территории должно разрабатываться на основе обязательного проведения архитектурных и градостроительных конкурсов. Порядок и условия проведения подобных конкурсов определяются КГА.

 1.6. В случае принятия решения Правительством СПб о необходимости проведения конкурса на объекты, размещаемые  на ответственных градостроительных участках, на территории исторического центра, других значимых местах и общественных пространствах СПб, на объекты в составе  государственных программ по развитию социальной инфраструктуры, социального жилья, объектов культуры, др. финансирование конкурса осуществляется из бюджета СПб. Организатором конкурса выступает КГА, обеспечивая разработку условий и программы конкурса с привлечением к разработке ГКУ НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга, СА СПб, выступая организатором конкурса.

 1.7. В случаях принятия решения о проведении конкурса  юридическими и физическими лицами, которые обеспечивают их финансирование (в дальнейшем - заказчик), конкурсы организуются и проводятся заказчиком самостоятельно либо другим юридическим лицом (в дальнейшем - организатор) на основании договора и сметы на проведение конкурса между заказчиком и организатором.

 1.8. Санкт-Петербургский союз архитекторов обладает компетенциями для организации конкурсов в случае обращения о проведении конкурса  юридическими и физическими лицами, которые выступают в качестве заказчика и обеспечивают финансирование конкурса.

 1.9. Финансирование конкурса осуществляется в соответствии со сметой расходов на его проведение, являющейся неотъемлемой частью договора.

1.10 Необходимость проведения конкурсов, а также тип конкурса и количество стадий определяются совместным решением КГА и СПб СА (либо Комиссией, созданной СА СПб с привлечением КГА и членов Градсовета) из соображений градостроительной значимости объекта или по инициативе заказчика.

 1.11. В случаях, изложенных в п. 1.6 решение о проведении конкурса по конкретному объекту должно утверждаться  распоряжением КГА.

 1.12. Основными принципами проведения конкурсов являются: прозрачность процедур, соблюдение прав сторон, и равное отношение к участникам и их анонимность вплоть до объявления результатов конкурса.

 1.13. Согласование АГО объектов, прошедших конкурсную процедуру в соответствии с настоящими Правилами (Рекомендациями) и объявленных победителями соответствующего конкурса, предусматривает освобождение от рассмотрения на Градсовете и проводится в приоритетном порядке.

 2.  Типы конкурсов

 2.1. Архитектурные и градостроительные конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

 2.2. Открытым конкурсом считается конкурс, когда приглашение принять участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации. В открытых конкурсах могут принимать участие архитекторы, отвечающие требованиям, предъявляемым настоящими Правилами к участникам конкурса и Условиями конкурса.

2.3. Закрытым конкурсом считается конкурс, когда предложение принять участие в нем направляется по выбору заказчика определенному кругу физических, либо юридических лиц. Количество участников закрытого конкурса определяется заказчиком, но не может быть менее трех.

 2.4. Не допускается участие в закрытом конкурсе других участников, кроме приглашенных, а также объявление на одну и ту же тему одновременно открытого и закрытого конкурсов.

 2.5. Для объектов, имеющих большое градостроительное значение, конкурс проводится, как правило, в две стадии. На первой его стадии, проводимой, как правило, в виде открытого конкурса, участники разрабатывают архитектурную концепцию. По завершении первой стадии отбираются не более десяти проектов, авторы которых продолжают участие во второй стадии, итоги которой  и определяют победителя конкурса.

 2.6. Интеграция архитектурных конкурсов в законодательство о государственных закупках. Приоритет архитектурных конкурсов по отношению к законодательству о государственных закупках.

 3.      Конкурсные процедуры

 3.1. Условия любого конкурса организованного  в соответствии с настоящими Правилами должны предусматривать максимально возможную степень открытости и публичности процедур.

3.2. Программа и условия конкурса должна быть единовременно размещена в региональных (и федеральных, если допускается Условиями конкурса) печатных изданиях, на Интернет-ресурсах Заказчика, Организатора и других источниках информации по заказу Организатора.

3.3. Помещение выставки поданных на конкурс работ должно быть доступно для публики в течение не менее одной календарной недели до начала работы жюри, а также не менее одной календарной недели после завершения работы жюри.

 3.4. Объявление результатов конкурса должно происходить в помещении выставки работ или в помещении, непосредственно примыкающем к выставке.

 3.5. Все участники заказного конкурса должны быть не менее чем за пять календарных дней приглашены организатором на объявление результатов конкурса.

 3.6. Дата и время объявления результатов открытого конкурса должны быть доведены до его участников теми же средствами информации, которые были использованы для объявления конкурса.

 3.7. Конкурсные процедуры выбора подрядчика строительства данными Правилами не определяются.

 4.      Сроки, оповещение и временные ограничения

 4.1. Началом конкурса для его участников считается момент публикации организатором полного комплекта исходных материалов открытого конкурса, либо предоставления того же участникам закрытого конкурса.

 4.2. Окончанием конкурса для его участников считается выполнение организатором конкурса всех обязательств, прописанных в  Условиях данного конкурса для организатора перед участниками, при условии выполнения ими собственных обязательств по тех условиям.

Вопрос для обсуждения: все возможные условия, сроки, форматы подачи, и т.д. все что явиться причиной непонимания между участниками, организатором, Жюри должны быть прописаны в Условиях. Программа – чисто о содержании проекта. Поэтому в этом пункте предлагаю писать Условия без программы.

 4.3. Время, предоставленное Условиями конкурса на исполнение работы его участниками, не может быть менее шести календарных недель от начала конкурса до заявленного в Условиях срока представления работы.

 4.4. Время, предоставленное Условиями конкурса организатору на подведение итогов, включая выплату премий и гонорара участникам, не может превышать четырех календарных недель.

      5.   Конкурсная документация

5.1  Документация должна состоять из следующих частей:

 а) УСЛОВИЯ конкурса, содержащие:

 - цель и задачи конкурса;

- наименование заказчика и организатора конкурса;

- сообщение о правовых основаниях проведения конкурса, о соответствии конкурсной документации  существующим правилам проведения архитектурных конкурсов;

- тип конкурса, процедура отбора участников;

- требования по включению в состав авторского коллектива представителей смежных областей: ландшафтных архитекторов, дизайнеров интерьера

- подробное описание регламента и стадий конкурса;

- количество и величину премий, а для закрытых конкурсов - сумму гонорара, который должен быть выплачен каждому из приглашенных участников;

- состав жюри и экспертного совета;

- информацию о правах организатора конкурса, его участников, членов Жюри, Экспертного совета, в том числе о недопущении участия в конкурсе кого бы то ни было связного с заказчиком, членом Жюри, Ответственным секретарем конкурса. ;

- определение необходимого статуса участников конкурса и условия оплаты регистрационного взноса;

- указания по девизам конкурсных проектов с тем, чтобы была соблюдена анонимность (в случае открытого конкурса);

- информацию о том, каким способом и в какие сроки участники конкурса могут задавать вопросы и получить ответы по конкурсной документации;

- информацию о  получении права  авторами - победителями конкурса  дальнейшей работы над проектом;

- гарантии соблюдение авторских прав;

- информацию относительно страхования конкурсных материалов и гарантий их сохранения;

- условия возврата не отмеченных жюри проектов авторам;

- полномочия  Ответственного секретаря конкурса его персональные данные.;

 б) ПРОГРАММА конкурса (задание на проектирование), содержащая:

 - описание градостроительного контекста участка/объекта конкурсного проектирования;

- предмет конкурса с описанием актуальности темы конкурса,

- транспортное обеспечение, история территории, объекты культурного наследия, экология, климат, социальные аспекты, конструктивные и инженерные системы; требуемые объемы и состав помещений, технологические и конструктивные требования, ограничения по высоте;

- состав представляемых материалов;

- размер экспозиционной площади и метод представления конкурсных материалов;

В условиях

в) ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, содержащие:

- необходимые и достаточные для разработки конкурсного проекта текстовые и графические материалы: геодезические подосновы, извлечения из основных градостроительных и правовых документов по территории конкурсного проектирования: генерального плана, ПЗЗ, ППТ; материалы фотофиксации территории конкурсного проектирования и контекста.  

 5.2. Программа, Условия и исходные данные  выдаются только тем архитекторам, которые зарегистрировались как участники конкурса и оплатили регистрационный взнос за участие в нем, если такой взнос предусмотрен Условиями конкурса.

 5.3. Организатор вправе изменить условия конкурса или отменить конкурс в течение первой половины установленного для представления работ срока, известив об этом всех участников конкурса. При этом организатор обязан возместить все расходы, понесенные всеми участниками, которые выполнили работу в связи с конкурсом до того, как им стало известно об изменении Условий конкурса или его отмене.

5.4. Организатор конкурса имеет право продлить срок подачи конкурсных проектов, объявив об этом не позднее, чем за 30 дней до установленного Условиями конкурса срока.

5.5. Выполнение требований программы и Условий конкурса одинаково обязательно для заказчика, организатора, членов Жюри, участников конкурса.

 5.6. Вся конкурсная документация должна быть согласована КГА в случае ее разработки иным организатором конкурса.

 5.7. СА СПб на стадии формирования состава жюри согласовывает конкурсную документацию на соответствие настоящим Правилам.

 5.8. Организатор несет ответственность перед участниками конкурса за полноту и достоверность подготовленной им конкурсной документации.

 6. Профессиональное и независимое Жюри, экспертный совет 

 6.1. Жюри конкурса формируется заказчиком и организатором  из представителей профессионалов способных обеспечить выбор лучшего из представленных на конкурс проекта.

6.2. Не менее половины численного состава жюри плюс один голос должны составлять дипломированные архитекторы, обладающие высокой профессиональной и общественной репутацией.

 6.3. В оценке работ жюри опирается на итоги оценки экспертной группой, утвержденной Условиями  конкурса. Эксперты назначаются организатором с учетом специфических требований программы отдельного конкурса и сообщают свое мнение на первом заседании жюри в присутствии всех его членов. Оценки членов Экспертной группы имеют рекомендательный характер.

 6.4. Работа жюри проходит в формате как минимум двух заседаний. На первом заседании избирается председатель жюри, члены жюри проводят ознакомление с представленными работами, заслушивают доклады экспертов и проводят предварительное обсуждение работ. На втором заседании жюри по представлению председателя проводит повторное обсуждение, утверждает порядок принятия решение о результатах в соответствии с Условиями данного конкурса, принимает решение и утверждает его протоколом Жюри.

Протокол Жюри является официальным документом и должен быть доступен участникам конкурса, общественности.

 7. Обязанности и права сторон  до объявления результатов конкурса

 7.1. Обязанностью Заказчика является финансирование и обеспечение организации конкурса самостоятельно или по договору с Организатором конкурса. Заказчик конкурса обязан согласовать кандидатуру организатора с КГА и СА СПб

 7.2. Обязанностью Организатора является подготовка конкурсной документации, соответствующей настоящим Правилам и обеспечение взаимодействия сторон в ходе проведения конкурса.   Обязанности Организатора уточняются договором с Заказчиком конкурса. Организатор вправе принимать решение о допуске к конкурсу участников при регистрации, если для участия имеются квалификационные ограничения и контролировать выполнение участниками конкурса его Условий.

 7.3. Обязанностью участника является безусловное выполнение условий конкурса. Правом участника является апелляция к жюри конкурса в случае несогласия с исполнением организатором своих функций или действиями других участников конкурса.

 8. Обязанности и права сторон после объявления результатов конкурса

 8.1. Заказчик обязан выплатить каждому премированному участнику премию, либо, в случае закрытого конкурса, гонорар в сроки, предусмотренные Условиями конкурса, но не позднее сроков по настоящему Положению.

 8.2. Заказчик обязан опубликовать исчерпывающую информацию о результатах конкурса в не менее чем двух периодических региональных изданиях широкого распространения.

 8.3. При осуществлении дальнейших проектных работ по предмету конкурса Заказчик обязан заключить с победителем конкурса договор на проектные работы на основе цены не ниже средней рыночной для С.-Петербурга.

 8.4. Победитель конкурса обладает бесспорным правом заключить с Заказчиком конкурса договор на разработку проекта при осуществлении последним дальнейших проектных работ по предмету конкурса на основе цены не выше средней рыночной для С.-Петербурга.

8.5. Авторские права на проектное решение, объявленное победившем в конкурсе сохраняется за автором (авторами) в полном объеме и может быть ограничено только последующими договорами их с Заказчиком проектных работ по предмету конкурса.

 9. Разрешение споров

 9.1. Порядок разрешения споров должен быть определен Условиями конкурса.

9.2. Члены Жюри являются единственными правомочными арбитрами при возникновении спорных ситуаций на всех стадиях конкурса, включая решение о  победителе конкурса.

9.3. Решение Жюри не могут быть оспорены и должны быть приняты Заказчиком и Участниками.

 

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 КГА  - Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга

СА СПб – Региональная общественная организация Санкт-Петербургский Союз Архитекторов

Градсовет – Градостроительный совет при Правительстве Санкт-Петербурга

ПРИЛОЖЕНИЕ «А» ГЛОССАРИЙ

(В разработке)



 

29.12.2022, 672 просмотра.

 
 
 
 
 

© Санкт-Петербургский Союз Архитекторов, 2016