Анонсы

Концерт #В_СВЕЧАХ: Шедевры классики в Особняке Половцова

28.04.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: Шедевры классики в Особняке Половцова

08.05.2024.

подробнее...

Концерт #В_СВЕЧАХ: Неоклассика в Особняке Половцова

02.05.2024.

подробнее...

Все анонсы сайта

Дискуссия по теме: «Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и архитектурно-градостроительный облик (АГО) как инструменты формирования гармоничной городской среды»

19 марта 2024 г в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов (СПб СА) прошла дискуссия по теме: «Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и архитектурно-градостроительный облик (АГО) как инструменты формирования гармоничной городской среды»

Во вступительном слове Президент СПб СА Григорьев В.А. отметил неоднозначность взаимосвязей между ПЗЗ и архитектурными качествами среды, что сообщает дискуссии определенную интригу и интерес к выступлениям участников.

Вели дискуссию Бобылев С.Ю. Березкин А.И.

Выступили:

Архитектор Ананченко А.Ю. в своем выступлении «Правовые аспекты формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга в соответствии
с действующим законодательством» проанализировал его текущее состояние
и перспективы внесения изменений как следствие выполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по включению в ПЗЗ пунктов по формированию АГО. Докладчик пришел к выводу, что в настоящее время правовая база Санкт-Петербурга отстает от требований федерального законодательства и нуждается в доработке и дополнении.

В частности, в действующих Правилах землепользования и застройки (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524)  отсутствует требуемая Градостроительным Кодексом РФ информация о требованиях к АГО в составе градостроительных регламентов для каждой территориальной зоны; в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга
от 12 мая 2022 года № 407 имеет место принципиальное разночтение: из определения предмета оценки исключены градостроительные параметры объекта, являющиеся неотъемлемой частью определения АГО, данного здесь же в  Постановлении № 407; отсутствует исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании АГО.

 Доктор архитектуры, профессор Семенцов С.В. в своем выступлении «Предложения по градостроительным регламентам композиционного и средового зонирования территорий Санкт-Петербурга» определил временные рамки периода действия правил градорегулирования в Санкт-Петербурге - с 1712 г. по 1955 г.

Следствием дальнейшего ослабления действия градорегулирования явилось существование двух городов: Санкт-Петербурга в границах исторического центра и «второго» города, - без названия. Петром I в 1712 были заложены правила проектирования города, в том числе:

- требования к типам, размерам элементов УДС, исходя из местоположения, - центр, периферия, пригород, класса улицы;

 - требования к формированию земельных участков, системы кварталов.

Специально созданные органы следили за выполнением правил застройки, результатом соблюдения правил и контроля на всех уровнях проектирования и строительства явился уникальный в истории градостроительства город. Современные правила сформировали «второй» город – хаотичный, без артикуляции различий между центром и периферией, с отсутствием высотных акцентов, и что самое главное - по пространственным характеристикам. Стилистика, - АГО, - вторичны. На первом месте должно быть градостроительство, потом архитектура.

Заместитель директора Института территориального развития Аврутин В.Д.  в выступлении «О проблемах подготовки и применению ПЗЗ и предложениях по их решению» отметил отсутствие важнейшего элемента, необходимого для обоснований изменений в ПЗЗ, - мониторинга функционирования правил.

Опыт показывает, на что требуется обратить внимание при подготовке изменений:

1) Размещение жилой застройки в составе зоны ОД. Как правило, общественно-деловая застройка вытесняется жилой функцией. В подзонах ТД1-1, - для исторического центра и исторических пригородов, то, что жилая функция разрешена наряду с общественно-деловой, стало причиной появления фрагментов зоны на периферии. В зоне ТД1-2, где жилье является условно разрешенным видом не более чем 50% от площади участка, на практике все застраивается жильём, в том числе апарт-отелями. Регламенты позволяют строить одинаковое жилье в таких особенных градостроительных зонах как «серый» пояс, Курортный район.
В результате ОД сжимается и мигрирует на периферию, общественно-деловую функцию надо защитить.

2) Регламент максимальной высоты застройки – важнейший элемент АГО города. Действующая система работает только на сохранение исторических панорам и не никак не влияет на создание силуэта. Предлагается изменить подход к высотному регулированию, а именно, разработать Карту с размещением доминантной застройки в масштабе города, а также для квартальной застройки, набережных для размещения высотных акцентов. Установить дифференцированное значение высоты для нежилых и жилых зданий.

3) Регламентация плотности застройки. Настоящие показатели КИТ одинаковы для всей территории города, не зависят от степени центральности территории. Предлагается дифференцировать КИТ для центральных и периферийных территорий.

Также было отмечена необходимость обсуждения норм озеленения, других аспектов, нуждающихся в анализе, исследованиях, обсуждении.

После выступления Аврутина В.Д. последовали комментарии от Григорьева В.А., который отметил, что кроме выполнения минимальных и максимальных значений в составе ПЗЗ, есть профессиональный уровень архитекторов, их ответственность, не позволяющие «выбирать» все возможности из разрешенных параметров, а создавать качественные проекты.

 Буянов Ф.В. выступил от ОАМ, отметив аспекты ПЗЗ, которые мешают архитектору выполнить профессиональные задачи. Например: не установленные требования к озеленению (кроме количественных показателей). Предложил установить норму высокоствольных деревьев. Действуют устаревшие нормы для открытых парковок. Предложил регламентировать количество однокомнатных квартир и студий; определить места высотных доминант, внести в ПЗЗ изменения в части допущения строительства на одном участке нескольких жилых зданий.

 Заместитель Комитета по градостроительной политике, главный архитектор Ленинградской области Лутченко С.И. в своем сообщении «Оценка архитектурно-градостроительного облика отдельных объектов капитального строительства в различных муниципальных образованиях Ленинградской области» на примерах продемонстрировал работу консультационно- экспертного совета по выполнению требований к АГО (постановление Правительства РФ №857) в составе: цветовые решения, отделочные и строительные материалы, размещение оборудования на фасадах, подсветка фасадов, объемно-пространственные решения, архитектурно-стилевые характеристики.  Целью работы является привести АГО к многообразию средовых характеристик городов Ленинградской области.

Выступившие: Митягин С.Д. предложил внести изменение в Закон «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» с целью перенести разработку ПЗЗ на уровень проектов планировки территории; Бобылев С.Ю. высказал мнение о совмещении регламентов с разработкой Мастер плана, депутат Законодательного собрания, Рассудов А.Н. поддержал своевременность обсуждения проблем и перспектив изменения ПЗЗ.

 По результатам Дискуссии решили:

1. Согласиться с предложениями, высказанными в ходе дискуссии в части:

        Актуализировать положения правовой базы Санкт-Петербурга: Постановление Правительства №407, Распоряжения КГА о АГО в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.

        При подготовке высотного регламента в составе ПЗЗ разработать Карту размещения доминантной застройки; разработать правила размещения высотных акцентов в системе квартальной застройки, набережных, дифференцировать требования к высоте в зависимости от функционального назначения застройки.

         Ограничить возможности использования жилой функции в регламентах зон общественно-деловой застройки

        Внести изменения в показатели КИТ в зависимости от показателя расстояния от центра/подцентра городской структуры в целях формирования комфортной среды в жилых зонах, расположенных в периферийной и пригородной частях города.

 

2. В соответствии с регламентом подготовки изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, участникам дискуссии, высказавшим в ходе дискуссии свои предложения, подать свои предложения для внесения изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

03.04.2024, 85 просмотров.

 
 
 
 
 

© Санкт-Петербургский Союз Архитекторов, 2016